Светодиоды: плюсы и минусы. Как не обмануться при покупке?

Компания “Автосвет” делится полезной информацией со своими покупателями. СВЕТОДИОДЫ В последние годы в качестве источников света для осветительных приборов транспортных средств всё шире применяются светодиоды. Светодиоды имеют ряд неоспоримых преимуществ перед другими источниками света, применяемыми в автомобиле, – обычными лампами накаливания и галогенными лампами. Светодиодные источники света:
  • обладают наименьшим энергопотреблением (по сравнению с другими источниками, имеющими ту же силу света)
  • имеют долгий (порядка 50 тысяч часов) срок службы
  • проявляют устойчивость к ударам и вибрации
Из недостатков светодиодных источников света следует отметить в первую очередь то, что светодиод не может работать при температурах выше примерно 70°C, что мешает изготовить маленький светодиод высокой мощности: он будет перегреваться. Второй их существенный недостаток – плохая цветопередача. Поэтому применение светодиодов в фарах головного света пока ограничено: такие светодиодные источники света очень дороги, как правило, дают не чисто белый свет и из-за относительно высокой рабочей температуры светодиоды в них быстро деградируют. Вставлять светодиодные лампы в обычную фару нельзя – нужна специальная. Иначе световое пятно не будет иметь необходимую форму, а спектр излучения будет содержать довольно много ультрафиолетовых лучей, что вредно для человеческого зрения и приведёт к быстрому старению поликарбонатных стёкол фары. Иное дело – применение дополнительных светодиодных фар рабочего света и светодиодных ходовых огней. В данном случае если фары и ходовые огни имеют хороший радиатор, то тепло даже от мощных светодиодов будет эффективно рассеиваться – и они не перегреются. Остаётся одна проблема: пока ещё довольно высокая цена таких фар. Установку же светодиодных источников света в габаритные огни, стоп-сигналы, подсветку номерного знака, фонари заднего хода можно производить безо всяких оговорок. Хотя и тут надо учитывать ряд тонкостей. Так, китайские производители некоторых дешёвых моделей светодиодных ламп не указывают их световой поток или указывают так называемое “теоретическое” его значение – то есть то значение светового потока, которое давали бы светодиоды при питании их максимально допустимым для них током. При этом реально производители запитывают свои светодиоды значительно меньшим током, чтобы не допустить их перегрева. В результате получается световой поток, значительно ниже указанного “теоретического”. Как не обмануться при покупке светодиодов? Можно грубо принять, что мощность светодиодной лампы должна быть примерно в 5 раз меньше, чем мощность такой же по яркости лампы накаливания. А как быть, если не указана ни мощность, ни ток потребления светодиодной лампочки? Или если есть подозрение, что и эти значения указаны производителем “теоретические”? Можно попросить продавца измерить ток, потребляемый светодиодной лампочкой, прямо при Вас. Или взять с собой в магазин источник тока 12 вольт и мультиметр, позволяющий замерять токи хотя бы от 0.1 до 2.0 ампер. Умножив ток потребления лампочки на напряжение питания, получим потребляемую лампочкой мощность. Однако если получится слишком большая мощность, то это тоже должно Вас насторожить. Так, например, кое-где в продаже встречаются светодиодные лампы красного свечения типа “кукуруза”, которые по габаритам хорошо подходит ко многим стоп-сигналам. Измерения показывают, что одна такая лампа потребляет около 12 Вт. Буквально через 1–2 минуты после включения светодиоды этой лампы начинают по очереди гаснуть из-за перегрева. А ведь такая ситуация не исключается в реальной жизни – например, при долгом стоянии в пробке на мосту или на железнодорожном переезде. Если же данные, указанные производителем, внушают доверие, то можно сравнить их со световым потоком ламп накаливания. Светодиодная лампа должна давать свет хотя бы не слабее лампы накаливания. Автомобильные лампочки накаливания мощностью 5 Вт дают световой поток 50 люмен (русское обозначение – лм, международное – lm). Такие лампы используются в габаритном свете и в боковых указателях поворота. Лампы накаливания мощностью 10 Вт (освещение номерного знака) – 125 лм. Лампы накаливания мощностью 21 Вт – 460 лм (передние и задние указатели поворота, стоп-сигналы, фонари заднего хода и задний противотуманный фонарь). Если же производитель указал силу света светодиодной лампы в канделах (кд или cd), то можно ориентироваться на данные ГОСТ Р 41.50-99. Данный документ требует, чтобы задний габаритный огонь имел силу света от 4 до 12 кд, передний габаритный огонь – 4–60 кд, сигнал торможения – 40–100 кд (если сгруппирован – то более чем в 4 раза ярче заднего габарита). Передний и задний указатели поворотов должны иметь силу света 90–700 кд, боковой – 90–200 кд. На замену штатных ламп накаливания светодиодными бортовая электроника автомобиля может отреагировать выдачей ложного сигнала о перегорании лампочки, так как светодиод потребляет ток значительно меньше лампы накаливания. Особенно часто такая ситуация складывается при установке светодиодных ламп в указатели и повторители поворотов. Производители на этот случай предлагают светодиодные лампы с “обманкой”, то есть с параллельно установленным резистором, имитирующим наличие лампы накаливания. Но это почти полностью лишает смысла замену ламп накаливания светодиодными: ведь никакой экономии потребления от бортовой сети электроэнергии уже не будет. В таком случае разумнее было бы перепрограммировать бортовой компьютер или внести изменение в автоматику, контролирующую работу ламп. Светодиодная лампочка должна быть достаточно прочной, чтобы выдержать тряску при езде. Были случаи, когда внутри дешёвых лампочек исчезал контакт уже через полчаса после начала движения автомобиля. На практике очень хорошо себя зарекомендовали в автомобилях лампы и панели на основе светодиодов типа “пиранья”: они имеют хорошую механическую прочность, надёжность, теплоотвод и высокую яркость свечения. Светодиодные лампочки рекомендуется подбирать по цвету, чтобы не происходило искажения цвета сигналов. Например, для стоп-сигнала следует выбирать лампочку красного цвета, для указателя поворота – жёлтую или оранжевую, а для передних габаритов – чисто белую (не голубоватую). Для освещения салона и багажника также можно применять любые светодиодные лампы, светодиодные панели и светодиодные ленты, рассчитанные на подходящее напряжение. Следует только проследить за тем, чтобы эти источники давали свет, по цвету приятный для Ваших глаз. В магазине “Автосвет” Вы найдёте широкий выбор качественных автомобильных светодиодных ламп по разумной цене.